22.12.2025
Ранний этап: логотип не нужен
Компания утверждает: изначально она обходилась совсем без логотипа. Сегодня это сложно представить. Любой маркетолог или бренд-менеджер скажет: лого играет огромную роль в продвижении бренда. Как BMW обходилась без такого яркого элемента бренд-стратегии?
Это объясняется исторически. Изначально и компании БМВ не существовало — производитель двигателей для авиации назывался Rapp Motorenwerke — «Моторный завод Раппа», в честь основателя компании.
Но двигатели, созданные Карлом Раппом, оказались неудачными. «Взлетела» компания лишь с приходом в нее инженера Макса Фрица. Рапп же покинул свое детище в 1917 году, когда разработки Фрица принесли компании серьезный успех и важные заказы. Понятно, что имя Раппа в названии стало неуместным.
Так в июле 1917 года в Имперском реестре появилось новое название — «Баварский моторный завод» (BMW, аббревиатура от Bayerische Motoren Werke). Первое рекламное объявление, опубликованное тогда же, не содержало ни намека на эмблему, обозначающую компанию.
Тогда казалось, что она действительно не требуется. Компания производила и обслуживала двигатели для немецких ВВС, то есть заказчик у нее был единственный — государство.
По словам директора архива BMW Group Classic Фреда Джейкобса, на раннем этапе развития компании логотипу и его роли не придавалось такого значения, как сегодня. Ну и зачем он нужен, если конечный потребитель отсутствует?
Первый логотип
Но то самое, первое, объявление сообщало, что ассортимент продукции будет расширен. Помимо двигателей для самолетов компания собиралась производить моторы для обычных потребительских автомобилей, лодок и сельхозтехники.
А это уже была другая тема. Компанию с таким ассортиментом требовалось рекламировать и сделать узнаваемой. И 05.10.1917 германский Имперский реестр торговых марок пополнился первым лого компании БМВ. Он был круглым, как прежнее лого Rapp, c внешним черным кольцом. Его обрамляли две золотые линии. Внутри кольца находилась аббревиатура.
Также логотип отразил местонахождение штаб-квартиры БМВ — а находилась она в Мюнхене. Это столица земли Бавария. Внутренний круг был разделен на четвертушки, и они были окрашены белым и синим — эти цвета геральдические, они есть на гербах и Баварии, и Мюнхена.
Но расположение цветных сегментов выглядело как «наоборотное» — ведь по правилам геральдики эмблемы читаются с верхнего левого угла по часовой стрелке.
Обратный порядок являлся вынужденным решением — чтобы не нарушить местного закона о товарных знаках. Он запрещал изображать на эмблемах торговых марок гербы и прочую символику суверенитета.
Мифический пропеллер
И сегодня множество людей убеждено, что лого БМВ изображает деталь самолета — пропеллер в процессе вращения. Так ли это и откуда взялась эта идея?
Впервые логотип БМВ на транспортном средстве люди увидели в 1923 году — он украшал топливный бак первой модели мотоцикла, выпущенной компанией — BMW R 32. Тогда никто не замечал сходства лого с пропеллером.
Но в 1929 году во всем мире начался глубокий экономический кризис. В это время БМВ занималась производством нового авиационного двигателя по лицензии другого производителя авиапродукции — Pratt & Whitney. Новинку требовалось рекламировать и продвигать. И вот на рекламе 1929 года появился самолет с вращающимся пропеллером — а на нем было изображено лого БМВ.
Этот образ весьма удачно сработал на имидж BMW как молодой развивающейся компании — он показал, что она не новичок на рынке авиационной продукции и уже обладает опытом в авиастроении.
В 1942 году в очередном выпуске корпоративного издания компании «Новости авиационных двигателей» был опубликован иллюстрированный материал, где утверждалось, что лого БМВ — это действительно символ пропеллера. Иллюстрация — логотип с наложением на вращающийся пропеллер.
То есть эта идея возникла согласно требованиям времени — и оказалась настолько удачной, что сама компания поддержала эту интерпретацию своего логотипа.
Новый логотип BMW
Как сегодня выглядит лого знаменитого автоконцерна? В 1953 году был зарегистрирован лого с черным внешним кругом. В 1963 шрифт аббревиатуры БМВ стал более простым. С 1997 логотипу придали более современный вид.
С 2020 года появляется дополнительное лого — из внешнего круга убрана заливка черным цветом. Эмблема компании стала выглядеть проще и прозрачнее — в прямом смысле.
По словам специалиста по работе с клиентами БМВ Йенса Тимера, это отражение нового фирменного стиля. Компания становится ориентированной на отношения. Новый логотип — символ открытости и ясности, готовности к любым коммуникациям и различным переменам, включая цифровизацию.