Показания к ремонту дисков
При постоянном и активном использовании авто возможно выявить нарушение геометрии колесных дисков своевременно. Обратите внимание на следующие нехорошие признаки:
- Вибрация распространяется по кузову, передается в рулевое колесо в процессе движения.
- Характерный стук колес.
- Покрышки изнашиваются неравномерно.
- У авто ухудшилась управляемость.
- На диске визуально заметны повреждения — трещины, сколы
Все это по отдельности или в комплексе означает, что с диском (или даже не одним) проблемы.
Дефекты негативно влияют на прочность диска. А нарушение геометрии бывает двух видов:
- осевое, его еще называют «восьмеркой» — такая неисправность появляется, если в ДТП от удара страдает боковая поверхность диска. Второй вариант — занос авто, когда диск боком ударяется о бордюр;
- радиальное — специалисты называют такое смещение самым распространенным. Образуется, когда колесо попадает в дорожную яму или вы неаккуратно въезжаете на бордюр. На диске остается заметная вмятина. При езде ощущается «биение» поврежденного колеса.
Из-за этих смещений не только неравномерно изнашиваются шины. Возникает опасность ДТП — автомобиль становится плохо управляемым.
Ремонтировать диск или заменять
Как определить, стоит ли заниматься восстановлением дисков — или проще сразу покупать новые? Будьте внимательны — диски не подлежат ремонту, если на них появились трещины:
- у ступицы, в местах, где располагаются основания спиц;
- возле посадочных отверстий.
Это — главные признаки полной непригодности диска. Восстанавливать его с такими повреждениями бессмысленно, потому что далее использовать такой диск небезопасно.
Решить, восстанавливать диск или нет, возможно по характеру повреждений:
- Косметические — облезла краска, диск поцарапан и слегка заржавел. В этой ситуации его требуется очистить и покрасить порошковой краской. Это можно сделать даже самостоятельно. Более серьезное восстановление дизайна (со шлифовкой, зеркальной полировкой) лучше доверить специалистам.
- Незначительные вмятины по ободу, дисбаланс диска с осевым биением — это корректируется холодной прокаткой.
- Крупные и глубокие вмятины, трещины, от диска отколоты фрагменты — рекомендуется замена. Учтите, что некоторые горе-мастера могут убеждать, что прекрасно восстановят и такой диск. Не верьте и думайте о собственной безопасности.
Часто на правку серьезных вмятин и заварку трещин идут, когда невозможно купить единичный диск — редкие литые модели продают комплектами. В этом случае рекомендуется действительно поменять весь комплект.
Если с трудом восстановленный диск развалится на ходу и машина улетит в кювет, ремонт обойдется значительно дороже (не говоря уж о лечении и восстановлении водителя и пассажиров).
Ремонт дисков: этапы и методы
Качественно отремонтировать автодиски возможно исключительно на специализированной СТО или шиномонтажной мастерской. Постарайтесь заранее узнать о репутации и качестве работ той компании, куда обратитесь. Ознакомьтесь с отзывами.
Этапы ремонта дисков
Мастер начинает с визуального осмотра поврежденных дисков. Затем:
- Демонтируют колеса.
- Проводят диагностику — тестирование на стенде, оно помогает выявить степень деформации, радиальные и осевые смещения.
- Очищают автодиск— избавляют от загрязнений, ржавчины, прежнего декоративного покрытия для выявления микротрещин.
- Оценивают ремонтопригодность. Опытный и добросовестный мастер не станет реставрировать диск с критическими повреждениями.
- Ремонтируют.
На финальном этапе мастер по желанию клиента декорирует изделие — отполирует, отшлифует или покрасит.
Методы ремонта дисков
Автодиски ремонтируют с учетом их типа. Он определяет выбранный мастерами способ ремонта.
Прокатка штампованных дисков
Этот метод является самым распространенным — он подходит для коррекции штампованных железных дисков. Гибкость сплава позволяет вытянуть изделие в любом нужном направлении. Для этого применяется станок, имеющий ролики и валы для прижима заготовки. Вращаясь, ролики взаимодействуют со всей поверхностью диска и избавляют ее от небольших вмятин, придают исходную форму гнутым фрагментам, центрируют диск по оси.
Но восстанавливать литые и кованые диски этим методом нельзя. Контролировать давление роликов на автодиск сложно, есть риск повредить поверхность.
Правка литых дисков вручную с прогревом
Иногда автодиски предварительно прогревают и правят ручным способом, применяя ударные инструменты — молоток, кувалду. Такая правка делает диск менее прочным, слишком сильно воздействуя на структуру сплава. В дальнейшем использовать диск после «ударной» коррекции небезопасно.
Правка литых и кованых дисков на станке с гидравликой
Станок, оснащенный гидродомкратами и лазерной системой измерения — оптимальный вариант исправить повреждения как на литом, так и на кованом автодиске. На этом станке возможно точечно воздействовать на поврежденные сегменты дисков. Литые изделия не рекомендуется править под общей нагрузкой: они прочные, но хрупкие, могут потрескаться.
На станке с гидравликой используется система упоров. С ее помощью с поверхности автодиска возможно устранить вмятины, восстановить его геометрию, даже если деформация довольно сложная. Лазерное измерение на современном станке позволяет постоянный контроль за геометрией. Структура сплава из-за точечного воздействия не нарушается, поверхность диска не получает незапланированных повреждений.
О сварке как методе ремонта дисков
Существует такой способ коррекции дисков с трещинами, как аргоновая сварка. Стандартную газовую не используют, потому что на алюминиевых литых дисках образуется оксидная пленка. Она мешает создать прочный шов. С помощью аргонодуговой сварки оксид возможно расплавить, а аргон не дает алюминию в рабочей зоне окисляться снова. Шов выходит прочный. Когда излишки припоя удаляют, поверхность отремонтированного диска — как с завода.
Аргоновая сварка применяется для устранения глубоких царапин, трещин, сколов. Иногда диски ремонтируют путем наплавления утраченных фрагментов.
Но многие специалисты относятся к сварке дисков и наплавлению скептически. Дело в том, что ремонт повреждений на ободе или в центре автодиска такими методами нежелателен. Нагрузка концентрируется в наиболее уязвимых частях диска. После сварки или наплавления автодиск рискованно использовать на сложных участках трассы — возможно его разрушение.
Также не стоит восстанавливать задние сегменты дисков с помощью переноса фрагментов с диска-донора и приваривания их к диску-реципиенту. На авто с отремонтированными таким образом дисками ездить просто опасно. А мастеров, предлагающих этот способ, лучше избегать.
Нельзя ремонтировать сваркой кованые диски. Внешне отремонтированный автодиск будет выглядеть отлично, но структура сплава будет повреждена. Иными словами, кованый диск после сварки потеряет главное рабочее свойство — прочность.
Способы финишной реставрации дисков
Если геометрия и дизайн автодиска успешно восстановлены, ему можно придать привлекательный вид с помощью декорирования. Сегодня используют:
- Порошковую покраску. Она подходит и штампованным, и кованым, и литым дискам. Покрытие получается ровным, обладает защитными свойствами. Красят автодиски разнообразно — возможно использование всех оттенков, присутствующих в палитре RAL, переливчатых тонов, хамелеона, суперглянца.
- Зеркальную полировку. Получаете автодиски с зеркальным блеском и коэффициентом отражения примерно 95%.
- Алмазную шлифовку. С ее помощью можно восстановить заводскую риску. Металлическая поверхность начинает радужно переливаться. После проточки на станках ЧПУ геометрия не нарушается, рабочие качества остаются прежними.
Для комплексного ремонта дисков следует обращаться к специалистам. Выбирайте сервис с хорошей репутацией, тщательно изучив отзывы.
Стоимость ремонта дисков
Это немаловажный фактор: многие водители не могут решить, ремонтировать диски или менять. Узнайте цены — если отремонтировать диск обойдется больше 50% его стоимости, проще заменить. Дешевые изделия, сделанные в Китае, ремонтировать просто нецелесообразно — выгоднее поставить новые.
Но если речь об оригинальных изделиях высокой стоимости, есть смысл их ремонтировать. Заменять оригинальный комплект — это значительно дороже.
Часто задаваемые вопросы
Какие нюансы насчет ремонта дисков интересуют автовладельцев?
1. «Восьмерка» появляется, если на скорости въехать в яму?
Необязательно. Осевое смещение может возникнуть и в других случаях:
- диск установили с нарушениями;
- колесные болты плохо зафиксированы;
- повреждена ступица;
- ее подшипники износились.
Если у вас вибрируют руль или корпус, возможно, это «восьмерка», но точно вам скажут только специалисты после диагностики диска в автосервисе.
2. Если геометрия дисков немного нарушилась, ездить нельзя?
Не подвергайте себя опасности попасть в ДТП. Даже если нарушения незначительные, обратиться в сервис нужно максимально быстро. Ездить дальше на деформированных дисках — это усугубить ситуацию:
- диски еще больше деформируются, пострадают покрышки;
- ступицы может сильно пострадать от повышенных нагрузок;
- сломается подвеска;
- может испортиться рулевой механизм.
Так что если завибрировал кузов, на рулевом колесе чувствуется «биение», а на нормальной трассе автомобиль ведет в сторону — срочно в автосервис.
3. Можно ли подкрасить диск частично, только в поврежденных местах?
Конечно, если ЛКП диска повреждено не полностью, его можно восстановить на определенных участках. Мастер подсчитает стоимость покраски в зависимости от площади повреждения, когда будет принимать диск в работу.